Василий Дмитриевич Поленов является одним из создателей «пейзажа настроения». Он утверждал целую традицию, идя по стопам другого русского художника Алексея Саврасова, в которой впоследствии трудилось немало прекрасных мастеров, в том числе и ученик Поленова Исаак Левитан.
Картина «Бабушкин сад», копию которой наш арт-салон выполнил для москвички Марины, представляет собой тот самый «пейзаж настроения». Как отметил один рецензент «Московских ведомостей»: «Такие картины служат для того, чтобы дать вам «настроение».
Композиция этого полотна, написанного в 1879 году, несколько замкнута, чем, например, в другом известном произведении мастера «Московский дворик». Большую роль здесь играет архитектура. Она сохраняет свою былую красоту и живет с обитателями усадьбы одной жизнью. Таких обедневших барских домов в то время было рассыпано очень много по всей России. Время неизгладимо ставит печать не только на людей, но и на вещи, примером этого здесь и является этот дом, а конкретнее облупившаяся на колоннах штукатурка, неровности ступеней, поврежденная на фронтоне лепнина. Однако несмотря на это, он не потерял своей благородной простоты и привлекательности. Классические формы обыкновенного московского особняка точно переданы Поленовым. Аналогично и с одеяниями двух женщин – на старушке надет салоп темно-коричневого цвета и белый чепчик, на девушке сшитое по моде 1870-ых годов розовое платье.
Вместе они не спеша идут по дорожке в саду, а позади них остается старый дом. Сад, красиво и густо разросшийся, практически вплотную подступает к фигурам женщин. Василий Поленов создал действительно один из самых живописно красивых пейзажей настроения.
Картина «Бабушкин сад» написана в пейзажно-бытовом жанре. Девушка в розовом – внучка старухи - это олицетворение сестры-близнеца художника, образ же сгорбленной старушки сливается с обликом «бабаши» - так в их семье звали бабушку Веру Николаевну. Эти два женских образа в пейзаже Василия Поленова являются своего рода символами. Так, например, эта старушка, опирающаяся на палку, олицетворяет старость, а девушка, соответственно, молодость. Вдумчивый зритель сразу поймет, что эта картина хочет напомнить всем о быстротечности нашей жизни. Кроме того, это полотно является лирическим размышлением живописца о единстве человека и природы. А сад выступает символом не только исторической памяти, но и обновления жизни.