Эта картина считается поистине наивысшей точкой творчества Леонардо да Винчи. Недаром она известна во всем мире, однако при этом о ней известно очень и очень мало, поэтому вопрос о том, кем же приходилась Мона Лиза Леонардо, до сих пор открыт. Кто-то склонен считать, что это была просто девушка, приглянувшаяся художнику в качестве модели, другие же хотели бы найти подтверждение тому, что она являлась музой и большой любовью Леонардо. Некоторые факты по поводу правильности последней версии все же имеются, и, вероятно, этим и объясняется особое волшебство полотна. Однако существуют и некоторые другие варианты. Так, например, многие полагают, что да Винчи изобразил на полотне супругу торговца шелком Лизу Герардини из Флоренции. Супруга при этом звали Франческо дель Джокондо (полагают, что от этой Фамилии возникло второе название картины). Кто-то же считает, что художник в этой картине изобразил сам себя, но только в женском обличье. Название же ее правильно звучит «Мона лайза», переводящееся с итальянского, как «Моя леди».
Известно одно, что это поистине уникальный шедевр, который способен вдохновлять тысячи людей в течение вот уже многих веков. Взгляд Джоконды пристален и неотрывен. Что же касается ее улыбки, то это отдельная история. Если сказать, что она притягательная, маняща и обворожительна, то это ничего не сказать. Она не просто улыбается, она как бы интригует и завораживает зрителя. Смотря на Джоконду, дивишься ее спокойствию, сасообладанию и уверенности в себе. В ней сила человеческого духа.
Чтобы написать портрет Моны Лизы, Леонардо потратил около четырех лет. Если кто-то замечал, то у Джоконды нет бровей, что объясняют тем, что художник, пытаясь довести их до идеала, стер, а затем не успел вновь нарисовать.
Еще известен интересный факт, что в 1956 году некто Уго Унгаца повредил краску у локтя Моны Лизы, кинув в полотно камнем. Прошедшие же недавно исследования свидетельствуют о том, что имеется три разных версии Джоконды в разных слоях на одном полотне – якобы Леонардо несколько раз перерисовывал свое детище.
После смерти художника картина была помещена королем Франции Франциском Первым в Лувре, где она находится и по сей день. В 1911 году картина была украдена средь бела дня одним из служащих музея и нашлась, спустя 2 года. Интересен также тот факт, что Джоконда считается бесценной, а потому не может быть застрахована.