История искусства знала много примеров непримиримого соперничества между известнейшими художниками, чьи имена вызывают восхищения у современных ценителей прекрасного. Некоторые из противостояний вдохновляли на творческие подвиги, иные – были невероятно деструктивными. В любом случае, стоит рассмотреть пару наиболее известных войн искусства, оказавших большое влияние на мир творения.
Гринберг против Розенберга. Их случай интересен тем, что между собой столкнулись не просто два художника, а два известнейших критика мира искусства. Вместе они стали родоначальниками американского абстрактного экспрессионизма. Однако, если Гринберг являлся поклонником абстракционизму Джексона Поллока, то Розенберг предпочтел работы Вильяма де Кунинга. Вокруг этого и развернулась их битва. Гринберг был строгим формалистом и настаивал на том, что абстракция – это закономерный этап эволюции традиций живописи. В то же время Розенберг придерживался утверждения, что живопись является действием, а картины – запечатлением событий художником.
Пикассо и Мартис. Эти деятели внесли огромный вклад в развитие двух фундаментальных тенденций в нынешнем искусстве. У Пикассо и Матисса разительно различались и художественный вкус, и стиль. Несмотря на это обстоятельство, первый всегда видел во втором соперника. А все потому, что важнейшим в живописи для Матисса был цвет, с которым он обращался интуитивно и легко, а Пикассо сохранял верность форме. Однозначно одно – они оба оказали существенное влияние на дальнейшее развитие мира искусства.
Среди других великих противников стоит выделить Ван Гога и Гогена (Их соперничество положительно сказалось на обоих как великих художниках), Энгра и Делакруа (великое столкновение традиционной неоклассики и авангардистского романтизма). Истинную роль всех этих «войн» искусствоведы будут изучать еще много лет, но уже сейчас понятно – она огромна.