Во дворе моём, залитом светом,
И насквозь теплом солнца прогретом,
Для меня лучше кактусов нет –
Их выращивал я много лет.
В живописи Карла Шпицвега именно жанровые сцены и портреты занимают первое место. Его серия картин «Любитель кактусов» принадлежит именно таким – жанровым.
В картине художник будто «поймал» таинственный момент приватного разговора хозяина усадьбы со своим другом – кактусом. В другой картине с этим же названием, хозяин, просто стоя у окна, любуется цветком кактуса на подоконнике. И везде он смотрит на своего друга, как на живого любимца. Эту картину художник написал в 1856 году.
Религиозные и исторические сюжеты никогда не занимали художника. Его стиль реалистичный. Шпицвег создавал согретые теплым и юмором сценки жизни городских обывателей. Тем самым, художник вошел в историю как самый характерны представитель нового в те годы стиля в живописи – бидермейер.
Стиль зародился в немецком и австрийском искусстве. А слово Bieder переводится с немецкого, как «простодушный, обывательский». Вот и его картины – зарисовки – это простодушные и обывательские картинки из жизни. Обычно, он создает картины небольшие по формату, написанные сочными красками.
Сегодня картины художника можно увидеть в разных музеях Европы: Государственный музей, Берлина, Новая пинакотека в Мюнхене, Музей изобразительных искусств в Лейпциге. Репертуар его бытовых зарисовок – богатейший. Картины Шпицвега, его манера и стиль во многом предвосхищают импрессионизм. Хотя их отличительной чертой остается романтизм.
Примечательно, что Шпицвег был художником – самоучкой. Первоначально Шпицвег обучался в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена, затем изучал фармацевтику на факультете Мюнхенского университета. А живопись была только увлечением. Он занимался акварелью и маслом, но для себя. Однако, увлечение живописью побудило будущего художника к путешествиям. И в 1832 году он впервые посетил Италию. В Художественную Академию его уже не приняли из-за возраста. Это не остановило желания Шпицвега стать профессиональным художником. Он побывал во многих городах Германии и Швейцарии, был в Париже и Лондоне, Антверпене и Вене. Изучал классическую живопись в европейских музеях. Наградой за его кропотливый труд и исключительную живописную одаренность стали известность и признание коллег: в 1868 году он стал почетным членом мюнхенской Академии художеств.
В нашей мастерской не однажды клиенты заказывали копии картин известного бидермейера. Милые сценки этого известного художника так позитивны и оригинальны, что украсят любой интерьер.