Огромная ценность картин известных художников в не только в качестве предметов искусства, но и в денежном эквиваленте всегда рождает у мошенников желание заработать на них. В результате большое распространение получили поддельные произведения. Только на российском рынке, согласно наиболее полному сборнику обнаруженных поддельныхработ живописи, насчитывается свыше 700 картин. Цена полотен, будь они настоящими, превысила бы сотню миллионов долларов.
Среди наиболее известных поддельных шедевров – «Зимний пейзаж» Игоря Грабара. Поддельная природа картины была обнаружена случайно во время одной из экспертных проверок, когда выяснилось, что полотно было написано после 1970-го года, тогда как сам художник умер еще в 1960-м. Похожая ситуация сложилась и с «Гурзуфом». Эта картина, приписываемая русскому художнику немецкого происхождения Юрию Клеверу, на самом деле была написана учеником популярного академиста.
Во многих случаях подделки удается распознать заблаговременно. Однако нередко выявление поддельных полотен сопровождается скандалами и громкими разоблачениями. Чего стоит история с произведением «Пейзаж с ручьем», которую приписывали Ивану Шишкину. Оно позиционировалось как его ранняя работа, написанная в период стажировки художника в Европе в Дюссельдорфской школе. После глубоких экспертных проверок оказалось, что это подретушированная работа живописца из Голландии Маринуса Куккука, который стажировался в той же школе. Самое интересное здесь то, что «Пейзаж с ручьем» до момента разоблачения успешно проходил проверку нескольких вполне уважаемых экспертов Третьяковской галереи и акуциона Sotheby’s.
Развитие технологий позволяет разрабатывать все более совершенные методы экспертизы, и можно быть уверенными в том, что в музеях, галереях и в руках частных коллекционеров остается еще немало невыявленных поддельных полотен.