Тульчанин Алексей обратился в наш арт-салон в целях создания для него копии картины русского художника Матвеева Федора Михайловича. Для «Пейзажа с пиниями» был выбран размер 50 на 60 см.
1758 год – Петербург. 1826 г. – Рим. Федор Михайлович – мастер классицистического пейзажа, являвшийся одним из одаренных и весьма ценимых питомцев Академии художеств. Для совершенствования своего искусства он был послан в Италию и оттуда на родину уже не вернулся. Но дело не в трагических последствиях поездки, совсем нет. Возможно, художник просто не захотел, а, может быть, не смог. Или и то, и другое одновременно. Отцом его был солдат лейб-гвардии Измайловского полка. Когда маленькому Феде было всего 6 лет, его определили на учебу в Воспитательное училище при Академии художеств в Петербурге. Свое обучение он заканчивал в пейзажном классе Семена Федоровича Щедрина. Получив в 1778 году большую золотую медаль, прожив в России еще год, он уехал пенсионером в Рим. В итальянской столице художник быстро усвоил черты набиравшего в то время силу классицизма. Так он и стал последовательным классицистом.
В чем же особенности данного направления в пейзажной живописи? Главное – это то, что при изображении какого-либо конкретного вида, нужно обязательно выбрать самое величественное и достойное. Плюс к этому, нужно увидеть идеальный прообраз изображаемого на полотне. Существовал образец, в качестве которого выступало искусство античности, вызывавшее необычайный интерес во времена Матвеева и доводившее общественность до восторга. «Благородная простота и спокойное величие», которые по мнению немецкого историка И.И. Винкельмана присущи античности, должны были прослеживаться и в живописи того времени в виде гармонии и ясности. Композиции должны были быть симметричными и уравновешенными, причем обязательно было деление изображения на три плана с «кулисами» по бокам, а также скульптурное понимание формы и локальный цвет – собственный цвет предметов без всякого изменения его под воздействием воздуха и освещения.
«Пейзаж с пиниями» появился на свет в 1810-е годы. Но что такое пинии? Это так называемая итальянская сосна, которая имеет крону темно-зеленого цвета в виде зонтика и красно-бурую кору. В античности шишки пинии считались атрибутом богов земли, обновления природы. Она символизирует надежду на жизнь и счастье в вечности. Эти деревья очень ценились, а потому, вероятно, художник и решил запечатлеть их на своем полотне.