В истории живописи можно найти довольно большое количество загадочных, удивительных эпизодов, которые нельзя объяснить с научной точки зрения. Особое место среди них занимают картины, существование которых сопряжено с рядом негативных, но очень характерных событий.
Одна из наиболее мистических работ принадлежит кисти русского художника-передвижника Ивана Крамского – это широко известная картина «Русалки». Она была написана под неизгладимым впечатлением автора от прочтения повести Николая Гоголя «Майская ночь или Утопленница». Тема превращения девушек-утопленниц в русалок всерьез заинтересовала Крамского, поэтому он решил написать про это.
В процессе создания своего шедевра автор столкнулся с рядом трудностей. Ему очень долго не удавалось передать в точности красоту лунного света. А еще тема призраков и созданий потустороннего мира всегда считалась опасной в мире живописи. Однако после завершения творческого процесса даже критики посчитали работу впечатляющей.
Странности начались практически сразу после того, как была дописана картина. Буквально на первой выставке «Русалки» Крамского были размещены рядом с полотном Саврасова, и в первую ночь его картина упала на пол, несмотря на надежное крепление. Дальше – больше. После покупки работы Третьяковым для собственной галереи «Русалок» долго не находилось подходящего помещения. Причина этого заключалась в том, что от полотна ночами слышалось пение и несло речной прохладой. Случались и прочие не поддающиеся объяснению моменты, пока не случилось еще более интересное событие.
Старая няня, которая проживала в семье Третьяковых, посоветовала повесить полотно в дальний угол, куда днем не попадали солнечные лучи. Свой совет она мотивировала тем, что русалкам трудно находится на солнечном свете, из-за чего они ведут себя шумно. После того, как Третьяков послушался совета, жалобы на картину превратились.
Столь же мистической, но гораздо более разрушительной картиной оказалась работа Клода Моне «Водяные лилии». Именно с ней связана серия пожаров, которые происходили в доме каждого из владельцев полотна. Началось это сразу после написания «Водяных лилий» в доме самого Моне. Всего зарегистрировано четыре пожара, но самое удивительное – каждый раз картина по тем или иным причинам оставалась целой и невредимой.